Вентиляция супермаркета
Супермаркеты являются довольно специфическими с точки зрения вентиляции и обогрева объектами. Практически все стены здесь глухие, а расположенные поблизости здания полностью перекрывают поступающее с солнечными лучами тепло.
Именно поэтому свежий воздух подается в супермаркетах посредством расположенных на высоте 3 – 6 м плафонов с веерным или коническим распылением. Уходит он из помещения через расположенные там же решетки. Эти нормы прописаны в СНиП2.04.05-91* 2003 г. Они же изложены и в МГСН 4.13-97.
Отопительные системы должны быть автономными для каждого торгового объекта. Они имеют водяную основу с установленными в системе термостатическими вентилями. А показатели теплоносителя равны tг = 95 градусов и t0 = 70 градусов.
Вентиляция и связанные с этим сложности
Показатели воздухообмена для торговых объектов формируются на основе теплового и воздушного баланса, а также нормативов поступления свежего воздуха. Для покупателей актуальны стандарты легкого труда, а для работников они эквивалентны уровню среднего. Количество женщин при этом составляет порядка 60 %.
Подается воздух в объеме 20 куб. м и 60 куб. м для посетителей и сотрудников соответственно. Показатели кондиционирования для помещений такого типа идентичны 2 категории (tв = 25°С; ?в? 60%).
За воздухообмен отвечает приточный контур общей конфигурации. Дефицит холода убирается за счет сплит-систем или фанкойлов. Объем нужного для торговой площади (17000 кв. м) внешнего воздуха составляет Lн = 3000•20 + 200•60 =72000 м3/ч.
Решение проблемы
Перемещение такого объема воздуха имеет сложности. Решением являются децентрализованные модули приточной конфигурации, которые размещают на высоте 6 – 8 м. Каждый из них способен обслужить площадь 24 х 24 м. Свежего воздуха при этом поставляется в достатке. Объем подаваемого воздуха на каждом из 30 установленных устройств равен 2400 куб. м.
Вытяжные контуры имеют вид естественной вытяжки. Для обслуживания всей территории необходимо 15 шахт с габаритами 100 х 100 см. Скорость воздуха в каждом модуле будет равна 1,3 м/с.
Несколько слов об отоплении
Показатель теплопотерь достигает отметки в 726 кВт. Отопительный контур имеет тепловую мощность на уровне 726/30 = 24,2 кВт. Каждый из них должен функционировать в формате рециркулирования, а перегрев воздуха при этом слегка превышает норматив в 45 градусов. Расчет теплого периода проводится за счет выявления уровня тепловыделения:
от посетителей при tв = 25°С от сотрудников при tв = 25°С от освещения при яркости 400 лк; qуд = 30 Вт/м2 от приборов |
3000•65 = 195000 Вт 200•70 =14000 Вт 518000 Вт 63000 Вт Всего: 790000 Вт |
Устранение тепловых избытков требует монтажа еще 40 приборов. Расстояние между ними 24 м. Производительность холода равна 790000 : 70 = 11300 Вт.
Охлажденный до 46 градусов воздух с температурой притока в 11 градусов опускается вниз. Также необходимо 4 чиллера. 200 кВт холодильной мощности для каждого достаточно. На складах актуален типовой контур вентилирования с приточно-вытяжной конфигурацией.