Вентиляция театров
Для того чтобы добиться чистоты и комфортной температуры воздуха, руководители театров заботятся об обустройстве систем вентиляции и кондиционирования.
Вместимость театров может составлять несколько тысяч мест. Это заведение культуры и искусства придумали древние афиняне практически в одно время с демократией. Кстати, сами прародители о кондиционирований и вентиляции первых театров не задумывались вообще – в этих системах просто не было необходимости. С современными учреждениями дело обстоит иначе.
Системами кондиционирования и вентиляции СКВ необходимо оснащать такие театральные зоны, как:
- Артистические и комнаты отдыха;
- Фойе и кулуары;
- Зрительные залы и помещения административного характера.
Обустройство кондиционирования театра требует от специалистов ответственного подхода.
Находясь в стенах театра, зрители проводят в состоянии покоя длительный срок. Соответственно, они крайне чувствительны к температуре и движению воздуха.
Многие театры нашей страны являются памятниками архитектуры и истории. Поэтому системе вентиляции и кондиционирования необходимо гармонировать с декором их залов, не внося дисбаланс в общую атмосферу и стиль.
В прежние годы, до организации охлаждения, театры вентилировали по системе «снизу-вверх». Т.е. подавая воздух из воздуховодов, расположенных ниже уровня пола. Потоки шли через особые решетки, находящиеся под зрительскими креслами, и исчезали через вытяжные решетки, обустроенные под потолком.
Такие системы, как «снизу-вверх» или «зональные» (та же суть в многоярусном зале), выгодны и рентабельны. Но в нашей стране, начиная с 40-х годов, они больше не использовались. Им на смену пришли конструкции «сверху-вниз и вверх» и «сверху-вверх». В последнем случае речь шла о кондиционировании залов с навесными балконами.
Системы «сверху-вниз и вниз», и «сверху-вниз и вверх» выбирали для партерно-амфитеатровых залов, с 1-2 балконами до 5 рядов или без балконов вообще.
Для многоярусных залов была рекомендована многозональная система, при которой воздух подается зонами в ярусы и удаляется, после обработки, с зоны потолка и из нижней зоны.
Страны ЕС отдают предпочтения воздухообменным проектам с подачей воздушных потоков в рабочие зоны и с удалением отработанного воздуха в верхних ярусах. Их используют как при возведении и реконструкции объектов, так и при восстановлении зданий, пострадавших в ходе военных действий.
Однозначно сказать о том, какой вариант распределения воздуха является лучшим, нельзя. Принимать окончательное решение необходимо с учетом технических и экономических факторов, стандартов и особенностей дизайна, объемно-планировочных характеристик зала.
При разработке проектов кондиционирования и вентиляции в театрах необходимо осуществлять высокоточные операции по расчету оптимального количества приточного воздуха, расходов электричества, охлаждающей мощности техники и воздухораспределения.