Пневмотранспорт: особенности проектирования и эксплуатации
Системы пневмотранспорта используют для перемещения различных сыпучих веществ: строительных материалов (песок, цемент), топлива (уголь, древесные опилки, щепа), химических и пищевых продуктов. Процесс производится при помощи струи сжатого воздуха, осуществляющей захват сыпучего материала и перемещение его вдоль канала.
По принципу действия системы разделяют на следующие виды: нагнетательные, вакуумные и смешанные. Они позволяют перемещать сырье на расстояние до 2 км со скоростью до 25 м/с. Производительность установок может достигать 500000 кг/ч и выше.
Особенности проектирования пневмотранспорта
При проектировании систем используют исходные данные, которые формулирует заказчик. Специалисты учитывают все требования государственных стандартов и норм. Перед ними стоят следующие задачи:
- Сбор исходных данных;
- Составление принципиальной схемы (или выбор готового варианта);
- Решение проблем сбора и кратковременного хранения транспортируемого продукта или сырья;
- Выполнение расчетов;
- Конструирование систем, создание эскизов и чертежей;
- Сборка и монтаж оборудования;
- Запуск и наладка готовых систем.
В состав системы входят следующие основные компоненты:
- Трубопроводы. При проектировании воздуховодов обеспечивают отсутствие утечек и застревание веществ.
- Воздуходувка или компрессор. При расчете руководствуются такими параметрами, как мощность, производительность и давление. Учитывают как гидравлические потери, так и свойства транспортируемого вещества.
- Емкости для хранения сырья. Объем подбирают в зависимости от производственных нужд заказчика.
- Фильтрующие устройства. В зависимости от величины частиц, применяют пылеулавливатели с рукавными отсосами либо ЦН циклоны.
- Система автоматики. Учитывают особенности помещения, в котором производится монтаж.
Отличия воздуховодов для пневмотранспорта:
К системе трубопроводов предъявляют следующие требования:
- Использование прямошовных труб;
- Радиус закругления отвода патрубка – не менее двух диаметров используемой трубы;
- Соединение трубопроводов – фланцевое;
- Ответвления при помощи тройников;
- Провисание участков труб не допускается;
- Наличие смотровых люков в местах, где трасса меняет свое направление.
Эксплуатация
Такие системы применяют практически во всех отраслях хозяйства благодаря их следующим преимуществам:
- Высокая производительность и скорость доставки транспортируемых веществ;
- Компактность, обусловливающая монтаж в производственных помещениях с небольшой площадью (применимость в стесненных условиях);
- Практически полное отсутствие потерь;
- Бесшумность функционирования;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- Возможность автоматизации процесса;
- Простота установки, обслуживания и эксплуатации.